Бесплатно Экспресс-аудит сайта:

03.09.2020

Недетский интернет-контент. Разрешить нельзя запретить?

Год 2020 начался, как фантастический фильм, – с тотального перехода в онлайн, «спасибо» коронавирусу. Этот переход обнажил множество проблем. В том числе «недетскую» проблему опасного интернет-контента, который хлынул на ребят всех возрастов, вынужденных учиться онлайн, – от садов до колледжей. Как выяснилось, далеко не все родители, учителя, руководство учебных заведений, владельцы образовательных ресурсов оказались готовы к виртуальным сюрпризам, которые преподнесло дистанционное обучение.

1-го сентября в стране начался новый учебный год, пока очно, но с большими шансами быстро вернуться к «дистанционке» в случае второй коронавирусной волны. Учитывая ошибки первого, весеннего захода, мы решили напомнить взрослым, какой интернет-контент наши законы не рекомендуют или вовсе запрещают показывать детям. Кто и что должен делать для защиты подрастающего поколения от такой информации – по закону и в реальности. И чем могут помочь ребенку самые близкие ему люди – родители и учителя.

Защита по закону

Власти озаботились проблемой опасного контента во всемирной паутине еще во времена массовой «интернетизации» страны. И с этого времени разные госорганы выпустили множество законов, подзаконных актов, методических рекомендаций, требований, приказов, распоряжений и т.п. Все они так или иначе регулируют взаимодействие детей с сетью интернет. Продраться сквозь дебри законодательства нелегко, но если говорить упрощенно, то на защиту детей от опасного контента «работают» 3 основных закона.

1. Основной – 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» .

2. 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (статья 14).

3. 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Виды опасной для детей информации

Обобщенно все три закона делят опасную для детей информацию на две основные категории: полностью запрещенную для показа детям (а в случае 149-ФЗ – вообще всем категориям граждан) и информацию, к которой следует ограничить доступ детей определенного возраста (те самые 6+, 12+,16+ и т.д.)

Полностью запрещено демонстрировать несовершеннолетним информацию: побуждающую к нанесению вреда здоровью, к самоубийству, к насилию и жестокости по отношению к людям и животным; подталкивающую к наркомании, курению и алкоголизму, к проституции, нетрадиционным сексуальным отношениям, а также содержащую порнографию; пропагандирующую азартные игры, бродяжничество и попрошайничество; содержащую нецензурную брань. Также запрещена пропаганда национальной, классовой, социальной, расовой нетерпимости и неравенства, войн, терроризма и экстремизма.

Особняком стоит запрет на распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия). Так обеспечивается защита всех данных ребенка, которые позволяют установить его личность.

Теперь о том, к чему нужно ограничить доступ по возрастным категориям – к изображениям или описаниям: жестокости, физического и (или) психического насилия, преступлений, половых отношений между мужчиной и женщиной; к информации, вызывающей у детей страх, ужас или панику (ненасильственная смерть, болезнь, самоубийство, авария/катастрофа), содержащей брань, не относящуюся к нецензурной.

Вообще, в этих законах есть много нюансов и возможны разные толкования. Но для целей нашей статьи – дать родителям общее представление об опасной для детей информации– этого списка вполне достаточно.

Интернет-каналы, на которые распространяются ограничения

В интернете много разных каналов и форматов донесения информации пользователям. Все они имеют разный охват и, соответственно, степень влияния на аудиторию. Посмотрим, на каких сетевых площадках закон требует защищать детей от опасного контента.

Ограничения по обороту опасной для детей информации распространяются на такие интернет-ресурсы, как: сетевые издания (читаем, официально зарегистрированные СМИ); аудиовизуальные сервисы (закон считает таковыми сайты или страницы в интернете, информационные системы или компьютерные программы, содержащие аудио-и видео-контент); ресурсы для обмена информацией между пользователями в любой форме (соцсети, мессенджеры, электронная почта и т.п.); сайты с общественной, политической информацией; поисковые системы, торговые площадки и все сайты, содержащие запрещенную для детей информацию.

Владельцам этих ресурсов рекомендуется применять разные ограничения: от исключения из публичного доступа персональных данных несовершеннолетних и использования механизмов родительского контроля и до применения возрастной маркировки и использования средств контентной фильтрации, чтобы обнаружить источники запрещенной для детей информации.

Также законодательство предусматривает создание единого реестра интернет-сайтов (см. скриншот ниже), содержащих запрещенную для распространения в России информацию. Ведет этот реестр Роскомнадзор, в течение суток после внесения «запрещенного сайта/страницы» в реестр оператор связи должен заблокировать к нему доступ пользователей.

Кто и как обязан защищать детей по закону

Законодательство предписывает защиту детей от опасной информации в общественных местах. Обязанность не допустить детей к информации, не соответствующей их возрасту, возлагается на лиц, обеспечивающих вход и пребывание детей в таких местах. То есть, проще говоря, если ребенок находится в школе, то ответственность несут руководство и учителя, если в цирке/кинотеатре/магазине – администрация и сотрудники заведений. Ответственность – согласно статье 6.7 КоАП РФ.

При этом закон освобождает операторов связи от обязанности защищать детей от опасной информации в общественном месте. Например, если в фойе кинотеатра вдруг запустят рекламный ролик, содержащий сцены насилия, отвечать перед законом будет не интернет-провайдер, а владелец заведения.

«Фууух. Слава Богу», – подумали родители и расслабились. А зря! Потому что согласно п. 1 ст. 63 Федерального закона от 29.12.1995 № 223-ФЗ «Семейный кодекс Российской Федерации» ответственность за воспитание и развитие детей и обязанность заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей лежит на их родителях. И эту ответственность (и штрафы согласно КоАП) с родителей никто не снимал – ни дома, ни в общественных местах. Конечно, никто не будет за вами бегать и штрафовать. По крайней мере такой практики нет – у правоохранителей и без того полно дел. Однако по логике именно родители должны быть самыми заинтересованными в психологическом здоровье своих детей людьми.

«Да ну подумаешь!», - скажут многие. «Ну что такого страшного дети найдут в интернете? Тем более сайты с опасной информацией запрещены по закону – и, вы же сами пишете, их блокирует Роскомнадзор». Роскомнадзор, конечно, блокирует, но далеко не все и не всегда успешно. Кроме того, интернет – такое пространство, где ежедневно возникают новые риски. Приведем очень актуальный сейчас пример из реальной жизни – недавние инциденты, произошедшие весной при массовом переводе детей на «дистанционку».

Проблемы дистанционного обучения

Тотальный уход в онлайн ярко продемонстрировал неподготовленность большой части общества к жизни в таком режиме. А быстрота перехода еще больше обострила ситуацию. Для проведения онлайн-уроков учителя принялись использовать либо наиболее знакомые им, либо вообще первые попавшиеся под руку ресурсы. Распространенной практикой стало создание открытых групп в социальных сетях, куда выкладываются ссылки на онлайн-уроки. Зачастую либо вообще универсальные ссылки для входа без пароля, либо вместе с паролями для подключения к уроку. О безопасности и конфиденциальности размещаемых данных люди не задумываются!

Естественно, незащищенностью ресурсов сразу же воспользовались хулиганы и пранкеры. Один из самых вопиющих случаев произошел в Санкт-Петербурте : подключаясь к Zoom-занятиям, хамил учителям, демонстрировал учащимся порно-ролики. В результате СК РФ возбудил против него уголовное дело, ему грозит до нескольких лет лишения свободы. Моральный ущерб детям и родителям налицо.

Из публикаций СМИ видно, что волна демонстрации порнографии во время онлайн-занятий прокатилась по стране. За время самоизоляции подобные инциденты были отмечены в Калуге , Южно-Сахалинске , Москве , Мурманске . Примем во внимание и тот факт, что и сами дети иногда ищут возможности срывать уроки, своими силами или с помощью таких «шутников» (см. типичный пример ниже).

Защита на практике

Что могли бы сделать взрослые, чтобы избежать таких шоковых ситуаций? С одной стороны, администрации школ совместно с Министерством образования могли бы давно, еще в период оснащения образовательных учреждений доступом в интернет, продумать план организации дистанционного обучения. Со списком разрешенных к использованию ресурсов, инструкциями по их эксплуатации, мерами обеспечения безопасности такого обучения и так далее. Ведь отдельная практика проведения онлайн-уроков в школах имелась еще задолго до сегодняшнего карантина. По крайней мере в московских школах совершенно точно.

С другой стороны, такая схема обучения требует более строго и постоянного контроля со стороны родителей и их вовлечения в жизнь ребенка. При этом многие родители либо вернулись к очной форме работы, либо продолжают интенсивно трудиться и в удаленном режиме. В сложившейся ситуации пока единственным выходом видится применение специализированных решений «родительского контроля» на всех устройствах, которыми пользуется ребенок.

Если же говорить о защите детей от опасного интернет-контента в целом, а не только в разрезе дистанционного обучения, то, конечно, такая защита должна быть комплексной. То есть каждый из участников процесса должен принимать меры там, где остальные обеспечить защиту не могут.

Так, со стороны государственных органов власти необходимо вдумчивое применение мер фильтрации интернет-контента.

Со стороны общества – разумное разделение ответственности по принципу «чье оборудование, с помощью которого осуществляется выход в интернет, тот и защищает».

Если школа в рамках образовательного процесса предоставляет учащимся компьютеры, планшеты и другие цифровые устройства – она должна следить за тем, чтобы с этих устройств ребенок не получил доступ к ненадлежащему контенту. Сюда же, кстати, относятся и образовательные платформы для онлайн-обучения (онлайн-уроки на Учи.ру, всевозможные Zoom и Google-конференции, и т.п.) Ведёте уроки через эти сервисы? Обеспечьте безопасность процесса.

Если кафе/кинотеатр/музей и другие общественные места предоставляют посетителям доступ в интернет через свою W-Fi сеть, именно данные организации должны следить за тем, чтобы через эту сеть несовершеннолетние посетили не смогли просмотреть запрещенный для них контент.

На всех материалах о том или ином общественном мероприятии должна иметься отметка о возрастном ограничении («6+, 12+,16+,18+»), с которого оно доступно для посещения. Потому что ответственность за нахождение несоответствующего по возрасту ребенка на мероприятии лежит на его организаторе/владельце организации (кафе/кинотеатра/музея и т.д.). Например, при покупке билетов на кассах служащие этих организаций обязаны проверять возраст ребенка и отказывать ему в проходе на мероприятие, если он не достиг соответствующего возраста. Ровно так же, как и служащие супермаркета при попытке ребенка купить спиртное или сигареты – все это является нормальной практикой для цивилизованного общества.

Если же родители дают в руки ребенку мобильный телефон с выходом в Интернет, обеспечить защиту от опасного контента должны именно они. Ведь ни школа, ни кафе с кинотеатром на доступ к информации с этого телефона повлиять не могут.

Очень часто от родителей приходится слышать заявления в духе: «Ну, мы же им (кафе, кинотеатрам, музеям) деньги платим, вот пусть и работают. Почему отвечать должны мы?» Это неверная позиция ни с точки зрения законодательства, ни с точки зрения элементарной логики. А уж тем более с точки зрения дальнейших жизненных перспектив детей и их родителей. Чтобы действительно решить эту непростую проблему, прилагать усилия, повторимся, должны все участники процесса. А от самих родителей, на самом деле, зависит многое.

Приведем пример: пятиклассник позвал в гости своих друзей и показал им видео со сценами насилия. Дети под впечатлением рассказали об этом своим родителям и даже показали тот самый ролик. В этом случае родители пострадавших детей имеют полное право обратиться с жалобами в социальную службу (а в крайних случаях и с заявлением в суд) о том, что родители пятиклассника не исполняют свои родительские обязанности. Мало того, что они не обеспечивают моральное и психологическое здоровье своего ребенка. Но их ребенок еще и негативно повлиял на психологическое здоровье других детей. К сожалению, не все родители знают об этом своем праве или обладают достаточной силой воли, чтобы отстаивать права своих детей. А делать это нужно, потому что никто за вас этого не сделает.

На наш субъективный взгляд, никто лучше родителя о безопасности своего ребенка не позаботится. Потому что в законодательстве могут быть противоречия. В школе детей много, и она обязана и может обеспечить лишь защиту своих ресурсов. А здоровье и безопасность ребенка – это основная ценность прежде всего его мамы и папы.

Про системы родительского контроля на устройствах детей мы уже говорили выше. Но помимо этого необходимо наладить контакт со своим ребенком, проявлять внимание к его проблемам и интересам. Это сложно в современном мире с сумасшедшим ритмом, перегруженным рабочим графиком и прочими проблемами. Но все же находить на это время надо. Общайтесь со своими детьми почаще, будьте важной частью их жизни, авторитетом, мнению которого они будут доверять и к советам которого будут прислушиваться.

P.S. А как лично вы считаете: должна ли школа и/или родители ограничивать доступ детей к опасной информации, которую можно встретить в сети? Должна ли школа и/или родители нести ответственность за такой доступ? И если да, то как, на ваш взгляд, справедливо распределить эту ответственность между участниками процесса? Делитесь своими мнениями в комментариях – будем рады услышать вашу точку зрения.

Авторы: Ольга Исаева, ведущий аналитик «Ростелеком-Солар», Анастасия Тюрина, аналитик контентной фильтрации «Ростелеком-Солар»




[1] Disclaimer: цель этой статьи – ликбез для родителей по базовым положениям российских законов в области защиты детей от опасного интернет-контента. Текст не претендует на юридическую точность формулировок и полноту изложения всех возможных трактовок действующего законодательства.