Бесплатно Экспресс-аудит сайта:

07.01.2023

Подростковая смартфонозависимость: причины, последствия и лечение

Хотя общепризнанного диагноза «зависимость от смартфона» не существует, родители задаются логичным вопросом – можно ли считать одержимость подростка смартфоном зависимостью? В этой статье мы расскажем, что такое зависимость, как она проявляется и как с ней бороться.

Статистика подростковой зависимости от телефонов

Результаты отчета Common Sense Media за 2016 год показали, что 50% подростков «чувствуют себя зависимыми» от мобильных устройств, а 59% опрошенных родителей считают, что их дети имеют смартфонозависимость.

Этот опрос также показал, что 72% подростков и 48% родителей считали необходимым сразу реагировать на сообщения и другие уведомления, а 69% родителей и 78% подростков проверяли свои устройства хотя бы раз в час.

Отчет Pew Research за 2018 год показал, что 45% подростков пользуются Интернетом «почти постоянно», а еще 44% выходят в сеть несколько раз в день. Также девочки «сидят» в соцсетях гораздо больше, чем мальчики (50% против 39%)

Самые последние данные Pew Research Reports показали:

  • 46% подростков пользуются Интернетом «почти постоянно»;
  • 48% подростков заходят в интернет несколько раз в день;
  • 48% девочек в сети «почти постоянно». Мальчики - 43%.

Учитывая, что подростки используют свои смартфоны по разным причинам, как в личных, так и в учебных целях (часто одновременно), это помогает меньше сосредотачиваться на подсчете минут использования и больше на том, как они используют свои смартфоны.

Родители много слышали о важности обучения балансу, но часть оценки здорового баланса заключается в понимании того, как и для чего подростки используют свои телефоны. YouTube, например, может быть как развлекательным, так и обучающим.

Симптомы смартфонозависимости

В отчете 2016 года предлагается использовать критерии руководства DSM-5 для компульсивной азартной игры и злоупотребления психоактивными веществами, чтобы побороть смартфонозависимость. Хотя проблемное использование смартфона не определяется как зависимость, его можно расценивать как расстройство поведения.

При использовании этой модели потенциальные симптомы могут включать следующее:

  • Сознательное использование смартфона в потенциально опасных ситуациях (например, во время вождения);
  • Отказ от семейных мероприятий в пользу использования смартфона;
  • Отрицательное влияние на успеваемость в школе и эмоциональное состояние;
  • Частая проверка телефона (возникает потребность проверять телефон каждые несколько минут);
  • Бессонница или нарушение сна;
  • Использования телефона для достижения удовлетворения или противодействия грустному настроению;
  • Необходимость немедленно реагировать на сообщения и прочие уведомления;
  • Повышенная тревожность и раздражительность при невозможности пользоваться телефоном.

Может быть трудно отличить нормальное ежедневное использование от чрезмерного использования. Поэтому родителю нужно задать себе следующие вопросы:

  • Становится ли мой ребенок злым, раздражительным, беспокойным или даже агрессивным, когда у него отнимают телефон или им нельзя пользоваться?
  • Пропускает ли подросток внеклассные мероприятия, чтобы вместо этого использовать смартфон?
  • Влияет ли использование смартфона на личную жизнь и режим сна подростка?
  • Есть ли серьезные изменения в питании подростка, которые нельзя объяснить иначе?
  • Есть ли изменения в настроении?

Как помочь своему ребенку?

Несмотря на все отрицательные стороны, использование смартфона может быть полезным для подростков. Они используют смартфоны, чтобы общаться со сверстниками, обращаться за помощью в выполнении школьных заданий и даже использовать обучающие приложения. Многие дети используют свои устройства в разумных пределах.

Важно дать подросткам возможность контролировать использование смартфона. Вот несколько вещей, которые вы можете сделать, чтобы помочь ребенку:

  • Обучайте: открыто говорите о преимуществах и опасностях использования смартфона. Задайте несколько наводящих вопросов, чтобы подросток мог сам на них ответить, например: Как частое использование телефона влияет на него физически или эмоционально, на успеваемость в учебе? Как можно использовать смартфон с пользой?
  • Установите рамки: обсудите ограничения пользования, например, не позволяйте пользоваться телефоном во время ужина.
  • Контролируйте использование смартфона: Сделайте мониторинг активности в Интернете семейной целью, чтобы подростки признавали свое использование и поведение в Интернете. Существует приложения для отслеживания активности подростков в телефоне, например, функция экранного времени в iPhone.
  • Разработайте план использования: все устройства следует убирать из спальни на ночь, чтобы предотвратить нарушение сна и бессонницу.
  • Моделируйте правильное поведение: когда родители сами прикованы к своим телефонам, подростки понимают, что это нормально. Придерживайтесь тех ограничений, которые вы сами установили.

Как лечить смартфонозависимость?

Если вы подозреваете, что ваш подросток зависим или что использование смартфона негативно влияет на его повседневную деятельность, обратитесь за помощью.

  • Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) может помочь подростку изменить отрицательные мысли и поведение на здоровые и позитивные;
  • Индивидуальная терапия может помочь распознать и побороть чувства и переживания, которые способствуют проблемному использованию смартфона;
  • Загрузите приложения, предназначенные для ограничения потребления;
  • Развивайте осознанность, чтобы контролировать свои желания;
  • Практикуйте адаптивные стратегии, такие как физические упражнения, дыхательная гимнастика и расслабление мышц.

Родителям полезно следить за уровнем использования смартфонов подростками, поскольку бездумная прокрутка и просмотр ленты могут занять целые часы и повлиять на повседневную деятельность. Придерживаясь ограничений и разговоров, семьи могут установить «цифровые диеты», которые помогут не только ребенку, но и всей семье.