Бесплатно Экспресс-аудит сайта:

22.03.2024

Следующая станция – Луна? Northrop Grumman изобретает космические рельсы

Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США ( DARPA ) решило проверить , возможно ли построить на Луне железную дорогу. Для этого ведомство обратилось за помощью к оборонному подрядчику Northrop Grumman.

По словам компании, DARPA поручила ей исследовать концепцию лунного поезда – системы, которая могла бы транспортировать людей, грузы и ресурсы для будущих коммерческих проектов. Как утверждают ученые, такой космический экспресс позволит создать необходимую инфраструктуру для долгосрочного присутствия человека на Луне.

Этот проект - часть 10-летней программы DARPA по созданию лунной архитектуры (LunA-10). Northrop Grumman – одна из 14 компаний, привлеченных для работы над различными аспектами масштабной инициативы.

Специалисты Northrop Grumman будут исследовать необходимые интерфейсы и ресурсы для строительства железной дороги, оценивать ее стоимость и логистические риски, выявлять возможные прототипы и разрабатывать чертежи. Однако речь не идет о непосредственной реализации проекта – пока что все наработки будут фиксироваться на бумаге и в цифровом пространстве.

Идея создания транспортной системы на Луне не нова. Три года назад NASA представила концепцию магнитной левитационной системы FLOAT (Flexible Levitation on a Track).

В теории ее можно раскатать на лунной поверхности, подобно космическому ковру. По задумке, внутренний графитовый слой должен обеспечивать левитацию роботов за счет диамагнитного эффекта. Средний электрический слой будет генерировать электромагнитное поле для перемещения парящих аппаратов со скоростью свыше 0,5 м/с. Наружный слой из фотоэлектрических панелей позволит установке самостоятельно вырабатывать энергию.

FLOAT был разработан для преодоления одной из ключевых проблем жизни на Луне – чрезвычайно абразивной природы лунного реголита. Частицы лунной пыли настолько острые и твердые, что могут разрушать вакуумные системы, изнашивать скафандры и оборудование, представляя серьезную угрозу для персонала и техники.

Тем не менее, концепция космического транспорта в значительной степени зависит от того, сможет ли человек вновь высадиться на Луну в ближайшее время. Миссии NASA Artemis уже неоднократно переносились из соображений безопасности.

Например, Artemis II, в ходе которой экипаж должен был облететь вокруг спутника, изначально планировалась на конец 2024 года, но потом была перенесена на конец 2025 года. Высадку астронавтов на лунную поверхность в рамках операции Artemis III также пришлось отложить - теперь ее ожидают не ранее 2026 года.

Амбициозный проект SpaceX по использованию ракеты-гиганта Starship для доставки людей и грузов на Луну пока не достиг существенных успехов. Даже недавний тестовый запуск, когда ракете удалось выйти на околоземную орбиту, нельзя назвать полностью успешным. Во время миссии разрушились как сама ракета, так и ее ускоритель Super Heavy.

В феврале частный посадочный модуль Odysseus успешно сел на поверхность Луны, но тут же завалился на бок из-за разрядки аккумуляторов.

Учитывая множество препятствий, лунная железная дорога на данный момент кажется далекой фантазией. Тем не менее, DARPA надеется, что исследования Northrop Grumman помогут заложить концептуальные основы для будущих внеземных транспортных систем, если планы по освоению Луны все же реализуются.